В помощь педагогическому работнику

Примерный дневник участника инновационной деятельности

Дневник участника инновационной деятельности – это:

* документ, определяющий стратегию и тактику решения конкретной педагогической или социальной проблемы средствами предмета или внеклассной работы при использовании учителем современных образовательных технологий или других новшеств;

* средство анализа и осмысления личного профессионального опыта учителя;

* средство разностороннего исследования и осмысления действий педагога и учащихся, выбора наиболее эффективных из них;

* краткий обзор того, что сделано, что надо сделать и чему еще надо научиться;

* средство рефлексивного, продуктивного, системного мышления;

* текст с «открытой», нежестко фиксированной структурой, предполагающей большое разнообразие форм организации тематической информации (планы, факты, мероприятия, действия, рассуждения, характеристики, сообщения, исследования, выводы, итоги, идеи и т.д.).

Дневник:

* показывает, соответствуют ли виды деятельности учителя его ожиданиям и критериальной базе проекта;

* помогает увидеть, есть ли у педагога и учащихся прогресс, в чем и какие есть приращения, какова динамика позитивных изменений;

* помогает находить нестандартные решения возникающих проблем и преодоления затруднений, посмотреть на то или иное событие в перспективе.

Структура дневника:

  1. Тема инновационной деятельности педагога (в соответствии с темой инновационного проекта УО);
  2. Цель инновационной деятельности педагога (конкретно, измеримо, достижимо);
  3. Ожидаемые результаты (личные и творческие достижения учителя и учащихся и др.) и критерии их оценки, показатели эффективности инновационной деятельности педагога в разрезе критериальной базы проекта;
  4. План инновационной деятельности педагога, включая тематику исследований (что, где, когда, зачем, как);
  5. Учет работы (успехи и достижения, проблемы и неудачи);
  6. Факторы, способствующие и препятствующие достижению ожидаемых результатов;
  7. Выводы и предложения.

Основные требования:

* Дневники ведут все участники инновационной деятельности;

* Дневники заполняются не реже 1-2 раз в 2 недели;

* Дневники анализируются постоянно, самостоятельно учителем или совместно с руководителем проекта, консультантом, руководителем методического объединения (творческой группы);

* Материалы анализа дневников важно использовать для повышения эффективности инновационной деятельности и самообразования, поиска более эффективных приемов и способов работы, организации дополнительных исследований, подготовки аналитических справок, методических разработок, статей и обобщения опыта, выдвижения новых целей и генерирования новых идей.

Уважаемые коллеги!

* Ведите дневники! Читайте дневники!

* Систематизируйте и анализируйте факты. Сравнивайте результаты.

* Исследуйте свои решения, действия, планы, учебные занятия, приемы и методы их проведения, выбирайте и используйте наиболее эффективные.

* Ускоряйте процессы инновационных преобразований и повышения качества образования учащихся.

* Ежедневно учитесь на собственном опыте!

* Помните, все гении человечества вели дневники. Именно дневниковые записи знаменитых педагогов легли в основу шедевров педагогической литературы!

 

Читайте:

  1. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования/под общ. ред. д-ра пед. наук Г.И. Николаенко; ГУО «Академия последипломного образования». – Минск: АПО, 2012. – 248;
  2. Журнал «Кiраванне ў адукацыi» No 2, 2007 г., стр. 60-62;
  3. Сайт «Личностное развитие как система» – http://www. manprogress.com
свернуть

Примерная структура дневника

ДНЕВНИК

 

В дневнике или в портфолио, где накапливаются материалы из опыта работы, иллюстрирующие процесс достижения цели и прогресс в решении конкретных задач инновационной деятельности учителя, четко определяется тема и цель инновационной работы учителя, критерии и показатели ее эффективности, проводится рефлексия процесса и прописываются меры по коррекции деятельности.

Так выглядит титульный лист дневника:

 

Министерство образования Республики Беларусь

______________________________

область

 

______________________________

район

 

_______________________________

наименование УО

 

 

ДНЕВНИК

 

педагога, осуществляющего инновационную деятельность

____________________________________________

Ф. И. О., предмет

 

 

------------- учебный год

 

 

 

Памятка

педагогу, осуществляющему инновационную деятельность

 

1-я страница

Инновационная деятельность учителя по внедрению модели обучения, программы, научной идеи, образовательной технологии организуется в рамках общего проекта и с учетом специфики его предмета, класса и т. д.

Каждый учитель принимает участие в инновационной работе на добровольных началах и работает с четким соблюдением требований проекта, программы и принципов инновационной деятельности.

Обязательные условия успешной организации инновационной деятельности учителя:

принятие идеи, четкое осознание цели и задач проекта;

знание критериев и показателей эффективности процесса и результатов работы;

тщательная подготовка необходимых условий и выполнение всех действий согласно программе инновационной деятельности по достижению цели проекта;

постоянный социально-психолого-педагогический и валеологический мониторинг процесса и результатов эксперимента на основе самодиагностики и диагностики;

сотрудничество с психологической, методической и медицинской службами;

объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности;

ответственность учителя за организацию и результаты инновационного процесса.

Дневник содержит также «Календарный план работы учителя по внедрению конкретного новшества» и «Учет и краткий анализ работы».

Необходимые коррективы в процесс работы вносятся по согласованию с консультантом проекта, психологом, методистом и администрацией школы.

Обязательным условием любой инновационной работы является отсутствие снижения качества образования и потерь здоровья учащихся и учителей.

 

Календарный план работы учителя по реализации программы инновационной деятельности

 

№ п/п

Содержание мер и мероприятий

Сроки и периоды

Форма оформления результатов

Примечание

 

 

 

 

 

 

Минимум один раз в неделю конкретные действия, удачи и затруднения фиксируются в «Дневнике» примерно по такой схеме:

 

Дата

Что сделано

Удачи и проблемы

Примечания

 

 

 

 

 

Дневник ведут также руководители школы и ответственные за проект (согласно приказу по школе «Об организации инновационной работы в текущем учебном году»).

Ход инновационной работы, удачи и затруднения учителя периодически, хотя бы один раз в месяц, обсуждаются с коллегами, учениками, психологами, администрацией школы, методистами, учеными.

Для валеологической оценки проекта подключаются врачи и родители.

После завершения учебного года, каждого этапа и всего инновационного проекта в «Дневнике» фиксируются основные итоги работы и выводы.

2-я страница

Тема инновационного проекта (общешкольного):

 

Цель инновационного проекта (общешкольного):

 

Тема инновационной деятельности учителя:

 

Цель инновационной деятельности учителя:

 

Задачи инновационной деятельности учителя:

 

Руководитель проекта (кто-то из администраторов школы)

 

Консультант(ы) проекта (согласно приказу МО РБ )

 

3-я страница

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности учителя:

 

1.

2.

3.

4.

Эту страницу помогают учителю заполнить консультанты, методисты, администраторы, руководители методических объединений.

4-я и далее страницы

Календарный план работы учителя по реализации программы инновационной деятельности

 

№ п\п

Содержание мер и мероприятий

Сроки и периоды

Форма оформления результатов

Примечание

 

 

 

 

 

 

Следующие страницы

 

Учет работы учителя

Дата

Что сделано

Удачи и проблемы

Примечания

 

 

 

 

 

После завершения учебного года, каждого этапа и полной программы инновационной деятельности в «Дневнике» фиксируются основные итоги работы и выводы.

 

Последняя страница

Итоги инновационной деятельности учителя.

Выводы.

Подпись руководителя проекта.

Примечание.

свернуть