Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию
Витебского районного исполнительного комитета
Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда
Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.
Тема Всемирного дня в 2022 году – Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда.
Всемирный день охраны труда отмечается 28 апреля 2022 года, его главная тема – значение социального диалога и вовлеченности всех заинтересованных сторон для формирования позитивной культуры охраны труда.
Наличие надежной системы охраны труда, функционирующей при активном участии правительств, работодателей, работников, органов здравоохранения и всех заинтересованных сторон на национальном уровне и на уровне предприятий, играет важнейшую роль в сохранении нормальных условий труда и обеспечении безопасности и здоровья работников.
Эффективный социальный диалог позволяет правительствам и социальным партнерам активно участвовать в процессе принятия решений в сфере охраны труда. Это имеет большое значение на всех этапах – от разработки и корректировки политики в области охраны труда с учетом существующих и вновь возникающих проблем до ее практического применения на рабочих местах. Социальный диалог не только способствует выработке более эффективной политики и стратегии в области охраны труда, но и вносит решающий вклад в укрепление ответственности и заинтересованности сторон, содействуя тем самым оперативной и более эффективной реализации принятых решений.
На рабочем месте высокая культура охраны труда – это культура, в которой право на безопасную и здоровую рабочую среду ценится и поощряется как руководством, так и работниками. Позитивная культура охраны труда строится посредством значимого участия всех сторон в постоянном повышении безопасности и гигиены труда. На рабочем месте с высокой культурой охраны труда работники чувствуют себя комфортно, сообщая о возможных рисках или опасностях в области охраны труда, а руководство активно сотрудничает с работниками для поиска подходящих, эффективных и устойчивых решений. Это требует открытого общения и диалога, построенного на доверии и взаимном уважении.
В целом сегодня во всем мире вопрос безопасности на производстве воспринимается как одна из важнейших тем сферы труда. Основной тезис – достойный труд должен быть безопасным.
Однако, к сожалению, травматизм на производстве пока еще повседневность практически для всех стран. Поскольку мы продолжаем сталкиваться с постоянными рисками в области охраны труда, мы должны продолжать двигаться к созданию высокой культуры безопасности и здоровья на всех уровнях.
К основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь, относятся право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда.
В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты.
Законом Республики Беларусь «Об охране труда» определены основные направления государственной политики в области охраны труда.
Взаимодействие республиканских органов государственного управления, профессиональных союзов и работодателей является одним их основных направлений государственной политики в области охраны труда. Такое взаимодействие осуществляется, в первую очередь, в рамках реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. 19 декабря 2018 г. было заключено Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019 - 2021 годы (далее – Генеральное соглашение), срок действия которого продлен на 2022-2024 годы.
Выполнение Генерального соглашения регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
В целях выполнения Генерального соглашения проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы условий и охраны труда работников, направляются в Федерацию профсоюзов Беларуси для рассмотрения и внесения предложений. Представители профсоюзов привлекались к подготовке и доработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда».
В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и местные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы экономического развития, социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие гарантии для работников. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.
Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников.
По состоянию на 1 января 2021 г. в отраслях экономики республики заключено 17,1 тыс. коллективных договоров (в том числе в 2021 году заключены впервые 399 коллективных договоров), действие которых распространяется на 18,5 тыс. организаций.
Генеральное соглашение определило согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики и совместные действия по его реализации.
Работа по охране труда, профилактике производственного травматизма дает результат, когда проводится на системной основе. Стороны Генерального соглашения договорились способствовать внедрению и совершенствованию созданных в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Создана соответствующая законодательная база. Для оказания помощи нанимателям Министерством труда и социальной защиты утверждены рекомендации по разработке систем управления охраной труда в организациях и на территориальном уровне.
Кроме того, при разработке систем управления охраной труда можно руководствоваться государственным стандартом СТБ ISO 45001-2020 или межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015.
Внедрение в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку профессиональных рисков, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда является одним из показателей выполнения мероприятий Государственной программы.
Справочно. Согласно данным ведомственной отчетности «Отчет о реализации мероприятий по выполнению задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» комплекса мероприятий Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 - 2025 годы» в 2021 году системы управления охраной труда внедрены в 81,2 процента организаций с численностью более 16 человек.
К 2025 году такие системы должны быть в 100 процентах организаций.
Концепция «Нулевого травматизма»
При организации работы по охране труда в республике учитывается положительный международный опыт в области охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Так, Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019 - 2021 годы определило дату его подписания стартом кампании в поддержку концепции «нулевого травматизма» в Республике Беларусь.
Концепция разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) с участием работодателей, директоров, менеджеров, специалистов в сфере профилактики, инспекторов по охране труда и представителей работников. Компания по продвижению концепции «нулевого травматизма» была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Помогая работодателям и специалистам предприятий решать задачи непрерывного совершенствования охраны труда в соответствии с концепцией «нулевого травматизма», МАСО на основе результатов обследования, посвященного изучению наиболее эффективных профилактических мер, разработала практический инструмент управления в целях совершенствования культуры безопасности и гигиены труда. Концепция предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Коротко суть этих правил заключается в следующем.
Руководители и специалисты должны показывать другим пример для подражания. Они устанавливают правила поведения и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение правил охраны труда требует немедленной реакции. Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами руководители, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения остальных работников.
Любые правильные действия работника должны поощряться. Поощрение сотрудников за соблюдение правил охраны труда является одной из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников. Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать установленным правилам. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию. В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе. Цель заключается в том, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах.
Стороны Генерального соглашения договорились, что будут способствовать применению в организациях принципов этой концепции, в том числе используя имеющиеся у них возможности для информационного обеспечения кампании в поддержку концепции «нулевого травматизма».
В качестве новой формы работы по профилактике производственного травматизма в 2021 организовано проведение во всех регионах республики такого мероприятия, как «Неделя нулевого травматизма». Суть мероприятия заключается в том, что целые районы и города ставят себе задачу и задействуют все средства для того, чтобы в эту неделю у них не было ни одного травмированного на производстве.
В Бешенковичском районе Витебской области, Краснопольском и Хотимском районах Гомельской области не только в период проведения Недели нулевого травматизма, но и в течение всего 2021 года не допущено случаев производственного травматизма.
Профилактика производственного травматизма
Важную роль в профилактике производственного травматизма играют созданные местными исполнительными и распорядительными органами мобильные группы оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ.
Они призваны содействовать реализации в организациях профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.
На сегодняшний день мобильные группы являются важным элементом в организации работы местных органов власти по вопросам охраны труда на подведомственной им территории.
Создаваемая в соответствии с решением исполкома мобильная группа, как правило, включает в своем составе представителей всех надзорных органов, имеющих отношение к вопросам безопасности труда - Департамента государственной инспекции труда, органов строительного и пожарного надзора, промышленной и электробезопасности. Активно участвуют в работе мобильных групп представители профсоюзов.
При посещении организаций мобильной группой изучаются вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих организацию безопасного проведения соответствующего вида работ, выполнения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Очевидно, что заметить нарушения в области охраны труда в организации сможет, прежде всего, профессионал. Поэтому наибольшая доля нарушений по вопросам охраны труда устанавливается государственными инспекторами Департамента или же техническими инспекторами труда профсоюзов. Без их участия в работе мобильной группы ее эффективность в части вопросов охраны труда значительно падает. Поэтому в каждом обследовании мобильной группы участвовал, по крайней мере, либо государственный инспектор труда, либо технический инспектор труда профсоюзов.
Такой подход к формированию мобильных групп позволяет комплексно рассматривать ситуацию в каждой конкретной организации.
В 2021 году мобильными группами проведено 15,4 тыс. обследований, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 166 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.
Одной из форм профилактической работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда является комплексное проведение мероприятий в рамках Года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики.
В период Года безопасного труда органы государственного управления, органы государственного контроля (надзора) и общественного контроля совместно с нанимателями реализуют конкретные мероприятия по активизации работы по охране труда и профилактике производственного травматизма в соответствующей отрасли.
В 2021 году реализован План мероприятий по проведению в Республике Беларусь акции «Год безопасного труда в энергетике», утвержденный Министром энергетики и Министром труда и социальной защиты. В результате реализации мероприятий плана общее количество потерпевших от несчастных случаев на производстве организаций, входящих в систему Министерства энергетики, по сравнению с 2020 годом уменьшилось на 9,1 процента.
2022 год объявлен Годом безопасного труда в лесном хозяйстве и деревообработке.
Государственный и общественный контроль
20 сентября 2019 года подписано Соглашение между Министерством труда и социальной защиты и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактики производственного травматизма, предметом которого является создание основы для сотрудничества и взаимодействия между сторонами по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда и профилактики производственного травматизма.
Деятельность Департамента и технической инспекции труда профсоюзов по осуществлению надзора (общественного контроля) за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется в соответствие с ежегодно утверждаемым Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь и Председателем Федерации профсоюзов Беларуси Планом мероприятий по реализации указанного соглашения.
В 2021 году Департаментом проведено 414 выборочных и 174 внеплановых проверок, 1240 мониторингов, 1285 обследований по заявлениям субъектов хозяйствования, а также 855 специальных расследований несчастных случаев на производстве, в ходе которых предложено (предписано) к устранению около 62,8 тыс. нарушений требований охраны труда. По предложению государственных инспекторов труда работодателями приостанавливалась работа около 200 цехов (производственных участков), более 100 строительных объектов, а также свыше 3,4 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. Из предложенных к устранению нарушений требований охраны труда 22,7 процента – по организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории, 14,1 процента – по вопросам обучения, проверки знаний и инструктирования работников по вопросам охраны труда, 5,5 процента – по вопросам наличия и качественной разработки инструкций по охране труда, 4,9 процента – по вопросам обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, 1,5 процента – по вопросам проведения медицинских осмотров (освидетельствований).
За нарушения законодательства об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа 2198 должностных лиц и 7 работающих на общую сумму 664,4 тыс. рублей, кроме того вынесено 364 предупреждения. По требованию государственных инспекторов привлечено к дисциплинарной ответственности более 2,2 тыс. должностных лиц, отстранено от работы в соответствии со статьей 49 Трудового кодекса Республики Беларусь 13,4 тыс. человек.
В нашей стране профсоюзы традиционно играют важнейшую роль в решении вопросов охраны труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда профессионалами – техническими инспекторами труда профсоюзов, работа на предприятиях многотысячной армии общественных инспекторов по охране труда, решение вопросов охраны труда в коллективных договорах и соглашениях – все это важнейшие элементы общей системы работы по обеспечению безопасного труда в нашей стране.
Техническая инспекция труда ФПБ в 2021 году провела 1017 проверок, в том числе в 89 организациях, где не создан профсоюз, 6685 мониторингов соблюдения законодательства об охране труда в организациях независимо от форм собственности и членства в ФПБ, из них 239 мониторингов проведено совместно с контролирующими (надзорными) органами.
По результатам нанимателям выдано 955 представлений, 5683 рекомендации на устранение 52 980 зафиксированных нарушений законодательства об охране труда.
В 2021 году по рекомендациям технических (главных технических) инспекторов труда ФПБ приостанавливалась эксплуатация 1583 единиц производственного оборудования, которое создавало угрозу жизни и здоровью работников и потенциально могло быть источником травмирования, до приведения его в безопасное состояние.
Технические инспекторы труда приняли участие в расследовании 442 несчастных случаев на производстве. Также техническая инспекция труда ФПБ контролировала выплату потерпевшим на производстве работникам и членам их семей компенсаций, предусмотренных коллективными договорами. В 2021 году выплаты в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) составили более 2,365 млн. руб.
Общественные инспекторы
По информации членских организаций ФПБ в организациях республики работают 80 102 общественных инспектора по охране труда. Общественные инспекторы по охране труда, участвуя в проводимом представителями нанимателя периодическом контроле за соблюдением законодательства об охране труда на своих предприятиях, фиксируют выявленные недостатки в журналах ежедневного контроля, проводят мониторинги охраны труда с вручением рекомендаций на устранение нарушений.
Осуществляя на общественных началах контроль за соблюдением законодательства об охране труда, за 2021 год ими проведено 749 307 мониторингов охраны труда, выдано 156 445 рекомендаций на устранение 463 888 нарушений законодательства об охране труда, рассмотрено 21 995 обращений по охране труда. Также они приняли участие в расследовании 1229 несчастных случаев.
Общественные инспекторы по охране труда нужны в первую очередь там, где есть работы с повышенной опасностью. Поэтому система управления охраной труда, внедренная в организации, должна четко определять порядок участия общественных инспекторов в контроле.
ФПБ проводит постоянную и целенаправленную работу по включению в локальные правовые акты по охране труда, системы управления охраной труда организаций порядка участия и организации работы общественных инспекторов по охране труда, а в коллективные договора – меры их морального и материального поощрения, предоставления времени для осуществления общественного контроля, участия в обучении с сохранением заработной платы.
В большинстве организаций, состоящих на профсоюзном учете членских организаций ФПБ, вопросы проведения контроля за соблюдением работниками требований по охране труда включены в Системы управления охраной труда и (или) локальные правовые акты по охране труда организаций.
Совместно с нанимателями обеспечено моральное и материальное поощрение общественных инспекторов по охране труда, приняты меры по созданию необходимых условий для осуществления ими общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. В коллективных договорах организаций для общественных инспекторов по охране труда предусматривается оплачиваемое рабочее время до 4 часов в неделю для осуществления ими общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, морального и материального поощрения, а также установлено освобождение от работы с сохранением заработной платы на период обучения и участия в профсоюзных мероприятиях.
Обучение общественных инспекторов по охране труда проводится как силами самих членских организаций, так и на базе Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» и его областных филиалах. В 2021 году на базе это учреждения и его областных филиалов обучение и повышение квалификации прошли 4395 общественных инспекторов по охране труда.
Состояние производственного травматизма
Результатом совместной работы органов государственного управления, нанимателей и профсоюзов в 2021 году явилось снижение уровня производственного травматизма. Так, по данным Департамента в результате несчастных случаев на производстве в 2021 году травмировано 1886 работающих (в 2020 году – 1889), из них погибло на производстве 132 человека (в 2020 году – 139).
Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области (таблица 1).
Таблица 1
Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, (чел.)
|
Всего |
из них со смертельным исходом |
||
2020 г. |
2021 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Республика Беларусь |
1889 |
1886 |
139 |
132 |
Брестская |
298 |
270 |
23 |
20 |
Витебская |
201 |
197 |
10 |
11 |
Гомельская |
239 |
242 |
15 |
20 |
Гродненская |
222 |
239 |
15 |
14 |
г. Минск |
323 |
308 |
24 |
16 |
Минская |
374 |
387 |
39 |
39 |
Могилевская |
232 |
243 |
13 |
12 |
В 2021 году среди пострадавших на производстве 1459 мужчин (77,4 процента) и 427 женщин (22,6 процента), в 2020 году – соответственно 1475 (78,1 процента) и 414 (21,9 процента). Из 132 работающих, погибших на производстве в 2021 году, 126 мужчин (95,5 процента) и 6 женщин (4,5 процента), в 2020 году – соответственно 131 (94,2 процента) и 8 (5,8 процента).
В 2021 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 10 работающих в возрасте моложе 18 лет, фактов гибели не допущено (в 2020 году соответственно – 5 несовершеннолетних, один из которых погиб).
Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2021 году составил 49,0 (в 2020 году – 49,1), коэффициент частоты смертельного травмирования, снизился с 3,6 в 2020 году до 3,4 в 2021 году (таблица 2).
Таблица 2
Уровень производственного травматизма
в расчете на 100 тысяч застрахованных
|
Коэффициент частоты производственного травматизма общий |
Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом |
||
2020 г. |
2021 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Республика Беларусь |
49,1 |
49,0 |
3,6 |
3,4 |
Брестская |
61,1 |
55,4 |
4,7 |
4,1 |
Витебская |
48,8 |
47,8 |
2,4 |
2,7 |
Гомельская |
48,0 |
48,6 |
3,0 |
4,0 |
Гродненская |
56,5 |
60,8 |
3,8 |
3,6 |
г. Минск |
30,1 |
28,7 |
2,2 |
1,5 |
Минская |
62,1 |
64,3 |
6,5 |
6,5 |
Могилевская |
59,8 |
62,7 |
3,4 |
3,1 |
По данным Белстата в 2021 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 76,1 тыс. человеко-дней (в 2020 году – 72,9). По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2021 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 150 млн. рублей (в 2020 году – 137 млн. рублей).
Вследствие несчастных случаев на производстве в 2021 году инвалидами признано 126 человек, еще у 182 – установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности.
Многих несчастных случаев можно было избежать, так как большинство их них произошло по причинам, устранение которых не требует значительных временных и материальных затрат.
Так, невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда явилось причиной 9,7 процента случаев травмирования работников и 14,7 процента их гибели. Недостатки в обучении по вопросам охраны труда, допуск потерпевших к работе без проведения инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда – 7,7 процента (12,4 процента). Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств – 5,1 процента (8,4 процента);
Имели место случаи привлечения к работе не по специальности (профессии рабочего), что стало причиной 1,8 процента несчастных случаев и 1,1 процента гибели работников.
Конечно, обеспечить соблюдение работниками требований трудовой и производственной дисциплины – это, в первую очередь, задача нанимателя. Однако многое зависит и от самих работников.
Анализ производственного травматизма показывает, что значительное количество несчастных случаев на производстве обусловлено действиями самих потерпевших.
Так нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда самими работающими явилось причиной 26 процентов случаев производственного травматизма (15,8 процента от общего числа случаев гибели работников).
Проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему остается острой, хотя количество подобных фактов незначительно снизилось по сравнению с 2020 годом.
По данным Департамента в 2021 году по сравнению с 2020 годом количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, уменьшилось с 85 до 63 человек и составило 3,4 процента от общего числа травмированных на производстве. Среди погибших на производстве в 2021 году в указанном состоянии находилось 15 человек (11,4 процента от общего числа погибших на производстве), в 2020 году – 26 человек (18,7 процента).
Вполне очевидно, что для предотвращения несчастных случаев на производстве необходимо принимать дополнительные меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Усилия социальных партнеров должны быть направлены на создание здоровых и безопасных условий труда, охрану труда, популяризации принципов концепции «нулевого травматизма», формирование в трудовых коллективах атмосферы нетерпимости к нарушениям требований охраны труда, к фактам пьянства на рабочих местах.
Соблюдение законодательства об охране труда при проведении месячника «Об обеспечении безопасных условий труда в зимний период».
На основании распоряжения председателя Витебского областного исполнительного комитета № 14р от 19 января 2022 г. «Об обеспечении безопасных условий труда в зимний период» в организациях Витебской области проводится месячник обеспечении безопасных условий труда в зимний период.
В Витебском районе распоряжением председателя Витебского районного исполнительного комитета № 19р от 21 января 2022 г. «Об обеспечении безопасных условий труда в зимний период» в рамках месячника мобильной группой Витебского районного исполнительного комитета с участием представителя Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проведено посещение республиканского унитарного предприятия «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» (далее – РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси») и коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Экспериментальная база Тулово» (далее – КУСХП «Экспериментальная база Тулово») .
В процессе посещения изучены вопросы очистки территорий организаций от снега, льда, проведения противоголлоледных мероприятий, очистки зданий и сооружений от снега, сосулек, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и местами для обогрева и др.
При посещении организации выявлен ряд нарушений законодательства об охране труда
Так, в РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» на крыше картофелехранилища вблизи места прохода работников и проезда транспортных средств (возле рампы) не убран снег (наблюдается свисание снега с крыши), в помещении гаража хранение узлов, снятых с ремонтируемой техники, производится непосредственно на полу, а не на стеллажах и др.
В КУСХП «Экспериментальная база Тулово» находились в эксплуатации металлообрабатывающие станки, создающие угрозу жизни и здоровью работников (например, токарный станок без инв. №, у которого движущаяся часть оборудования, являющаяся возможным источником травмоопасности, не ограждена, что не исключает возможность прикосновения к ней работающего (отсутствует защитное откидное ограждение зажимного патрона станка, которое должно быть сблокировано с пуском станка). В помещении ремонтных мастерских не своевременно убирается пролитое на пол масло, в помещении ремонтных мастерских осуществляется хранение отработанного масла, в помещении ремонтных мастерских находилось в эксплуатации электросварочное оборудование, у которого электрододержатель не заводского исполнения, рукава соединены между собой скрутками, местами отсутствует изоляция токоведущих частей и др.
Ответственным должностным лицам организаций указано на незамедлительное отстранение работников от работы в соответствии с требованиями действующего законодательства, на незамедлительное прекращение работ на оборудовании, создающим угрозу жизни и здоровью работающим.
В адрес организаций направлены рекомендации об устранении нарушений требований по охране труда, выявленных при посещении организации мобильной группой.
Главный государственный
Инспектор отдела надзора
за соблюдением законодательства
об охране труда И.В. Новицкий
Информационное письмо от 24.11.2021 № 02-07/879 «О содержании территории, зданий и сооружений в зимний период»
С наступлением холодного периода года необходимо уделять особое внимание соблюдению требований законодательства об охране труда, в том числе по обеспечению безопасности эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), поскольку вероятность травмирования работающих при передвижении по территории в этот период значительно возрастает.
Так, 15.01.2021 дворник ЗАО «БЕРОЛИНА» при выполнении работы по уборке крыльца от снега, спускаясь с нижней ступеньки, поскользнулась и упала, в результате чего получила тяжелую производственную травму.
Причиной несчастного случая явилось, в том числе необеспечение работника средствами индивидуальной защиты (спецобувью).
04.02.2021 при передвижении по территории тяжело травмировалась уборщик помещений филиала МЗТМК ОАО «Промтехмонтаж». В ходе расследования установлено, что должностным лицом организации не были проведены мероприятия по обработке территории противогололедными материалами.
Неудовлетворительное содержание территории стало причиной несчастного случая с тяжелым исходом, происшедшего 23.03.2021 с водителем автомобиля ООО «Еврозапчасть».
11.02.2021 произошел несчастный случай с проходчиком на поверхностных работах СМУ № 2 СКУП «Минскметрострой», который при выполнении работ по монтажу опалубки поскользнулся и упал с высоты 7,2 м, в результате чего получил тяжелую производственную травму.
Причинами несчастного случая явились:
Особое внимание необходимо уделять обследованию зданий и сооружений, поскольку их неудовлетворительное техническое состояние зачастую приводит к несчастным случаям на производстве с тяжелыми последствиями.
Так, в результате обрушения части конструкции здания 04.03.2021 тяжелую производственную травму получил животновод ОАО «Белая липа».
06.03.2021 произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, происшедший с животноводом КСУП «Сивица», который был травмирован створкой ворот в результате воздействия на них сильного порыва ветра.
В ходе расследования установлено, что ворота не имели надежных устройств для фиксации их в открытом положении.
Отсутствие на передвижных металлических воротах здания устройств для отведения атмосферных осадков и наличие на их частях коррозии привело к падению ворот, которыми 11.03.2021 была тяжело травмирована кладовщик СУП «Степы».
В связи с возникающими в холодный период года неблагоприятными климатическими условиями (снегопад, метель, гололедица), помимо обеспечения безопасности при эксплуатации территории, следует особое внимание уделять выполнению работ по очистке кровли зданий и сооружений. Несоблюдение требований безопасности при осуществлении вышеуказанных работ в результате падения снега, наледи или сосулек также являлось причинами несчастных случаев, происшедших в предыдущие годы.
С учетом вышеизложенного и в целях профилактики и недопущения случаев травмирования работающих Департамент государственной инспекции труда полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам довести данное информационное письмо до сведения заинтересованных и потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:
Полагаем целесообразным руководителям подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками.
Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»
«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
Концепция, разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения, предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Семь «золотых правил» концепции «Нулевого травматизма»:
Концепция «Нулевого травматизма»: руководство для работодателей и менеджеров.
Как пользоваться Руководством: каждое «золотое правило», содержащееся в Руководстве, включает краткий обзор с последующим изложением ряда принципов и простым перечнем контрольных вопросов. Вы сможете быстро оценить, какие из семи «золотых правил» уже выполняются на вашем предприятии, что можно усовершенствовать и следует ли предпринять какие-либо корректирующие действия.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Во всех организациях должны выполняться требования по охране труда, направленные на сохранение жизни, работоспособности и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.
В алгоритме приведены действия, которые должны быть выполнены для организации работы по охране труда.
Шаг 1 |
Организационно-распорядительные мероприятия по охране труда |
Шаг 2 |
Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда |
Шаг 3 |
Проведение обязательных медицинских осмотров работников |
Шаг 4 |
Разработка и утверждение инструкций по охране труда |
Шаг 5 |
Планирование мероприятий по охране труда |
Шаг 6 |
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
Шаг 7 |
Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Шаг 8 |
Аттестация рабочих мест по условиям труда |
Шаг 9 |
Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
Шаг 10 |
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда |
Шаг 11 |
Организация работ повышенной опасности |
В таблице данные действия рассмотрены подробно и указано, принятие каких документов соответствует каждому шагу алгоритма.
Выполняемые действия (документы) |
Нормативное регулирование |
Шаг 1. Организационно-распорядительные мероприятия по охране труда |
|
1. Разработка системы управления охраной труда на предприятии. 2. Утверждение положения об организации работы по охране труда. 3. Издание приказа о назначении ответственных за организацию работы по охране труда. 4. Внесение обязанностей должностных лиц по охране труда в их должностные инструкции |
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (ст.17) |
Шаг 2. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда |
|
1. Проведение инструктажей, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. 2. Издание приказа о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда. 3. Разработка: - программы вводного и первичного инструктажа, инструкций по охране труда; - перечня инструкций по охране труда на рабочие профессии и виды выполняемых работ; - перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте; - перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда; - перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе; - учебных планов и программ для обучения руководителей и специалистов; - экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда; - графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда. 4. Оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда. 5. Внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения об охране труда |
1. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175; далее - Инструкция № 175). 2. Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210. Справочно Более подробно см. материалы: - «Проведение стажировки по охране труда»; - «Виды инструктажей по охране труда»; - «Проведение инструктажей по охране труда в организации»; - «Проверка знаний по вопросам охраны труда в организации» |
Шаг 3. Проведение обязательных медицинских осмотров работников |
|
1. Издание приказа о проведении периодического медосмотра. 2. Разработка: - списка профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; - списка работающих, подлежащих периодическому медосмотру; - графика проведения периодических медосмотров. 3. Разработка перечня работ, для выполнения которых обязательно проведение медицинских осмотров |
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47. Справочно Более подробно см. материал «Медицинские осмотры лиц, поступающих на работу, и работающих: предварительные, периодические и внеочередные» |
Шаг 4. Разработка и утверждение инструкций по охране труда |
|
1. Разработка перечня инструкций по охране труда. 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для профессий и видов работ. 3. Регистрация инструкций по охране труда. 4. Ведение журнала учета выдачи инструкций по охране труда |
Инструкция о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 |
Шаг 5. Планирование мероприятий по охране труда |
|
1. Разработка плана мероприятий по охране труда. 2. Утверждение сметы расходов, направляемых на мероприятия по охране труда |
Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111 |
Шаг 6. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
|
1. Разработка перечня работников, обеспечиваемых СИЗ согласно типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ. 2. Оформление ответственным лицом своевременных заявок на получение спецодежды (с указанием размера одежды и обуви). 3. Ведение личных карточек учета СИЗ |
1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами». 2. Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110. 3. Отраслевые типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты. 4. Рекомендации по организации работы комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.02.2001 № 12 |
Шаг 7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|
1. Расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 2. Оформление документов расследования несчастного случая на производстве и профзаболевания. 3. Разработка мероприятий по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий. 4. Издание приказа о проведении мероприятий по устранению причин несчастного случая, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения. 5. Ведение журналов регистрации несчастных случаев и профзаболеваний |
1. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30. 2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
Шаг 8. Аттестация рабочих мест по условиям труда |
|
1. Издание приказа о создании комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда. 2. Оформление: - перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда; - протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды; - карты аттестации рабочих мест по условиям труда; - карты фотографии рабочего времени; - протоколов количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса; - протоколов аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда; - перечней рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам аттестации подтверждено право на соответствующие компенсации. 3. Издание приказа о результатах проведенной аттестации. 4. Разработка и оформление плана мероприятий по улучшению условий труда |
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда». 2. Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 |
Шаг 9. Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
|
1. Предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест: - оплата труда в повышенном размере; - дополнительный отпуск; - сокращенный рабочий день; - пенсии по возрасту за работу с особыми условиями. 2. Предоставление компенсаций без проведения аттестации рабочих мест: - лечебно-профилактическое питание; - молоко или равноценные пищевые продукты; - оплачиваемые перерывы по условиям труда. 3. Разработка перечня профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, которые дают право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами |
1. Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»; Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании». 2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда». 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы». 4. Инструкция о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57, и др. Справочно Более подробно см. пособие-навигатор «Компенсации по условиям труда, предоставляемые работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» |
Шаг 10. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда |
|
1. Утверждение локальной инструкции о проведении контроля соблюдения законодательства об охране труда. 2. Ведение журналов ежедневного и ежемесячного контроля состояния охраны труда. 3. Оформление акта ежеквартального контроля состояния охраны труда и мероприятий по устранению нарушений. 4. Издание приказа о проведении Дня охраны труда. 5. Оформление протокола проведения Дня охраны труда. 6. Рассмотрение на общем собрании коллектива итогов работы по организации охраны труда. 7. Издание приказа о состоянии охраны труда в целом в организации |
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 |
Шаг 11. Организация работ повышенной опасности |
|
1. Разработка перечня профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение проверки знаний по вопросам охраны труда. 2. Разработка перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску. 3. Оформление нарядов-допусков. 4. Предоставление необходимых СИЗ перед выполнением работ. 5. Допуск к выполнению работ повышенной опасности определенной категории работников предприятия (мужского пола, не имеющих медицинских противопоказаний, не моложе 18 лет, имеющих достаточный опыт, умеющих оказывать первую (доврачебную) помощь) |
1. Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (пп.18, 21 и 22). 2. Приложение 1 к Инструкции № 175. Справочно Более подробно см. материал «Алгоритм действий по обеспечению безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» |
В организации в целях создания условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, разрабатывается система управления охраной труда (СУОТ).
Наниматели обязаны разработать, внедрить и поддерживать функционирование СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда (абзац 10 части второй ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда)).
В целях методической помощи нанимателям при разработке СУОТ приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (далее - Рекомендации по разработке СУОТ).
С 01.05.2020 введен в действие новый СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.02.2020 № 8.
В связи с его введением установлен переходный период до 30.09.2021. С указанной даты утратит силу СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 № 19, на основании которого в организациях разрабатывались СУОТ.
Ниже разъяснены отдельные вопросы, касающиеся разработки и актуализации СУОТ в связи с введением в действие нового СТБ ISO 45001-2020.
Вопрос 1: 1. Необходимо ли действующие в организации СУОТ актуализировать в связи с изменениями Закона об охране труда и иных НПА и ТНПА в области охраны труда?
Ответ: 1. Да, необходимо.
Наниматели обязаны поддерживать функционирование СУОТ.
Разработанные в организации СУОТ должны быть актуальными и соответствовать требованиям измененного Закона об охране труда, а также иных НПА и ТНПА в области охраны труда.
|
Справочно Подробнее см. материалы: • «Закон "Об охране труда": что изменится с 28 июня 2020 года»; • «Обзор изменений нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Закон об охране труда». |
В тех случаях, когда организация планирует проведение сертификации СУОТ, созданной и функционирующей в соответствии с ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, она должна выполнять все требования, установленные этим ТНПА, по которому будет осуществляться оценка соответствия для ее сертификации (п.8 Рекомендаций по разработке СУОТ).
Государственные стандарты согласно п.1 ст.23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее - Закон о техническом нормировании и стандартизации) являются добровольными для применения, за исключением отдельных случаев. Поэтому принятие решения о приведении СУОТ в соответствие с СТБ ISO 45001-2020 добровольное.
Если организация в добровольном порядке заявила о соблюдении государственного стандарта (отдельных его требований), требования (отдельные требования) государственного стандарта для нее становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания) (п.6 Закона о техническом нормировании и стандартизации).
Таким образом, для организаций, изъявивших желание сертифицировать свои СУОТ на соответствие СТБ ISO 45001-2020, необходимо внедрять СТБ ISO 45001-2020.
Вопрос 2: В связи с чем организации обязали внедрять СТБ 18001-2009?
Ответ: Требование о внедрении СТБ 18001-2009 было установлено Республиканской целевой программой по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 № 905. Одной из основных задач данной программы являлось внедрение систем управления охраной труда (СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и СТБ 18002-2005 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005»), обеспечивающих выявление производственных опасностей, оценку уровней риска травмирования и гибели работников, разработку и реализацию профилактических мер.
Также такая задача была определена в Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 982. В подп.1.1 п.1 плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы (приложение к данной программе) указывалось совершенствование систем управления охраной труда в организациях на основе СТБ 18001-2009 и международных стандартов.
В целях реализации данной задачи Республиканской целевой программы на 2011-2015 годы соответствующие правки были внесены в ст.17 Закона об охране труда, п.8 ст.226 Трудового кодекса Республики Беларусь (в настоящее время данная статья не применяется) и в п.10 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее - Межотраслевые общие правила).
Основные элементы и направления внедрения систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию, были установлены в СТБ 18001-2009.
Вопрос 3: Необходимо ли организациям, которые не планируют сертифицировать свою СУОТ, разрабатывать методику по идентификации опасностей, оценке рисков и управлению ими, а также выполнять эту работу?
Ответ: Да, необходимо.
Все организации Республики Беларусь обязаны разработать, внедрить и поддерживать функционирование СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления (абзац 10 части второй ст.17 Закона об охране труда; п.10 Межотраслевых общих правил).
Вопрос 4: Необходимо ли организациям, которые не планируют сертифицировать свою систему управления охраной труда, разрабатывать процедуру проведения внутренних аудитов СУОТ и проводить их?
Ответ: Нет, такой необходимости нет.
Требование о проведении внутренних аудитов СУОТ в организациях не установлено Законом об охране труда, Межотраслевыми общими правилами, иными НПА в области охраны труда, а также Рекомендациями по разработке СУОТ.
Однако для организаций, изъявивших желание сертифицировать свои СУОТ на соответствие СТБ ISO 45001-2020, необходимо разработать процедуру проведения внутренних аудитов на соответствие СТБ ISO 45001-2020 и проводить внутренние аудиты СУОТ (OH&S).
Вопрос 5: Организациям, которые изъявили желание сертифицировать свои СУОТ на соответствие СТБ ISO 45001-2020, необходимо осуществить переход на СУОТ с учетом требований СТБ ISO 45001-2020. Применяемая в СТБ ISO 45001-2020 терминология не соответствует терминологии Закона об охране труда и иных НПА в области охраны труда.
Как быть в такой ситуации?
Ответ: Государственный стандарт СТБ ISO 45001-2020 применяется в развитие реализации Закона об охране труда и других НПА в области охраны труда, действующих на территории Республики Беларусь (п.4 предисловия СТБ ISO 45001-2020). В этой связи при различиях в терминологии организация вправе использовать те термины, которые применяются в НПА, действующих на территории Республики Беларусь (например, организация может установить, что в рамках ее системы менеджмента термины «управление охраной труда», «менеджмент охраны труда» и «менеджмент здоровья и безопасности при профессиональной деятельности» являются идентичными и взаимозаменяемыми).
Все организации, изъявившие желание сертифицировать свою СУОТ на соответствие СТБ ISO 45001-2020, могут:
1) разработать единую систему, которая будет называться «Система управления охраной труда», и применять сокращение для этой системы «СУОТ»;
2) оформить СУОТ в виде локального правового акта - Положения о системе управления охраной труда;
3) применять в разработанном Положении о системе управления охраной труда терминологию, установленную Законом об охране труда и иными НПА в области охраны труда.
Вопрос 6: Обязательно ли для разработки и внедрения СУОТ привлекать сторонние организации, которые оказывают услуги в данной сфере?
Ответ: Не обязательно. Организация может самостоятельно разработать СУОТ.
Привлекая сторонние организации для оказания услуг по разработке СУОТ, необходимо к данному вопросу подходить ответственно. Разработку СУОТ следует поручать надежным организациям, которые аккредитованы Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь на оказание услуг в области охраны труда.
|
Справочно Реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг по охране труда, см. здесь. |
Вопрос 7: Можно ли возложить обязанности по разработке, внедрению и ведению СУОТ на одного из работников в организации при отсутствии инженера по охране труда?
Ответ: Да, можно, но целесообразно создать рабочую группу.
Система управления охраной труда - совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
В целях организации работы по охране труда наниматель создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.
Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг - свыше 200 человек.
При меньшей численности работников наниматель может возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку (ст.20 Закона об охране труда).
Система управления охраной труда разрабатывается с учетом специфики деятельности организации.
С учетом изложенного для разработки СУОТ целесообразно создать рабочую группу, включив в нее специалистов по охране труда либо уполномоченных лиц, а также руководителей и специалистов структурных подразделений.
Вопрос 8: Какие действия необходимо выполнить организации при актуализации СУОТ в соответствии с новым СТБ ISO 45001-2020?
Ответ: Организациям, которые планируют сертифицировать СУОТ, необходимо выполнить следующие основные действия по приведению ее в соответствие с СТБ ISO 45001-2020:
|
Справочно Приказ о совершенствовании СУОТ и внедрении системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности по СТБ ISO 45001-2020 см. здесь. План мероприятий по совершенствованию СУОТ и внедрению системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности по СТБ ISO 45001-2020 см. здесь; |
Документы СУОТ, которые разрабатываются в организации, должны быть изложены доступным языком, понятным для любого работника, и иметь практическое применение при организации и выполнении работы по охране труда.
Алгоритм разработки инструкций по охране труда
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок разработки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов по охране труда - инструкций по охране труда, является Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) (далее – Инструкция), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 176 (с изменениями и дополнениями).
Инструкция по охране труда - локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).
Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работающими различных профессий и должностей (погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и иные), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и иные).
Инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг.
При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда для профессий или отдельных видов работ (услуг) работодатели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.
Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда.
Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций по охране труда, который составляется службой охраны труда (специалистом по охране труда), либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными (аккредитованным) на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.
Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих.
Перечень инструкций утверждается руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.
Руководство разработкой инструкций по охране труда возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.
Инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профсоюзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации).
Руководство разработкой инструкций возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.
Проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, а также заинтересованными подразделениями организации, профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации).
После рассмотрения поступивших замечаний и предложений проект инструкции по охране труда дорабатывается.
Проект инструкции по охране труда оформляется в соответствии с требованиями законодательства о делопроизводстве.
Проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование службе охраны труда (специалисту, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда), либо руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).
Утверждение инструкции по охране труда осуществляется руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда, либо приказом организации.
Утвержденные инструкции по охране труда регистрируются в порядке, установленном в организации.
Утвержденные инструкции по охране труда выдаются руководителям структурных подразделений и соответствующим должностным лицам организации с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
Каждой инструкции по охране труда присваивается название и обозначение (регистрационный номер в организации).
В названии инструкции по охране труда кратко указывается, для какой профессии или вида работ (оказываемых услуг) она предназначена.
Требования инструкции по охране труда излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.
Инструкция по охране труда должна содержать следующие главы, именуемые:
«Общие требования по охране труда»;
«Требования по охране труда перед началом работы»;
«Требования по охране труда при выполнении работы»;
«Требования по охране труда по окончании работы»;
«Требования по охране труда в аварийных ситуациях».
В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться другие главы.
В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:
требования о недопустимости нахождения работающих в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на рабочем месте, курения в неустановленных местах;
перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;
перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;
требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
порядок уведомления работодателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг;
ответственность работающего за нарушение требований инструкции по охране труда.
В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:
проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;
подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);
проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;
приемки рабочего места при сменной работе.
В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:
способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;
требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;
указания по безопасному содержанию рабочего места;
основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;
действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;
требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.
В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:
порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
порядок уборки рабочего места;
порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе - порядок передачи их по смене;
требования по соблюдению мер личной гигиены;
порядок извещения непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица работодателя о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.
В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:
возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;
действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;
действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;
порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.
Изложение текста в инструкции по охране труда осуществляется с учетом требований, установленных к текстам документов законодательством о делопроизводстве.
В тексте инструкции по охране труда следует избегать изложения требований в форме запрета. При необходимости следует определять цели установления требований.
В инструкции по охране труда не применяются слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (строго, категорически, безусловно и тому подобные), так как все нормативные предписания инструкции по охране труда должны выполняться работающими в равной степени.
Для наглядности отдельные требования инструкции по охране труда могут быть проиллюстрированы рисунками, схемами или чертежами, поясняющими смысл требований.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они указываются в инструкции по охране труда (величины зазоров, расстояний и тому подобного).
Инструкции по охране труда актуализируются с целью определения их соответствия действующим требованиям по охране труда и решения вопроса о необходимости их пересмотра.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а инструкций по охране труда для профессий и работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в три года.
Если в течение указанных сроков условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции по охране труда, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок, о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от __ № __» на первой странице инструкции по охране труда.
До истечения сроков действия Инструкции, инструкции по охране труда пересматриваются в случаях:
введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
внедрения новой техники и технологий;
применения новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса или условий работы. В данном случае пересмотр инструкции по охране труда производится до введения указанных изменений;
возникновения аварийной ситуации, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вызвавших необходимость внесения изменения в инструкцию по охране труда.
Об изменении правил разработки и принятия инструкций по охране труда
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 апреля 2020г. №44 внесены изменения в Инструкцию о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008г. №176 (далее – Инструкция).
С 28 июня 2020г. (даты вступления документа в силу) меняется название документа на «Инструкция о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)». В тексте Инструкции исчезло слово «нормативный», теперь термин «локальный нормативный правовой акт» преобразован в «локальный правовой акт», т.е. документ организации, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и т.д.
Документом установлено, что работодатели, в том числе не наделенные правом принятия локальных правовых актов, при отсутствии специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда. В связи с этим отменен пункт 18 Инструкции, который требовал утверждать типовые инструкции по охране труда как локальный правовой акт.
Остается требование разработки Инструкции на основании приказов (распоряжений). В документе отсутствуют уполномоченные лица по охране труда работников организации, а согласование проекта Инструкции необходимо только с профсоюзом (при его наличии).
Осталось требование к документу его утверждения. Пунктом 23 Инструкции устанавливается, что проект Инструкции по охране труда оформляется в соответствии с требованиями законодательства о делопроизводстве.
В соответствии с требованиями п.52 Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» документ может утверждаться двумя способами, а именно путем проставления должностным лицом утверждения собственноручной подписи или издания распорядительного документа (составления протокола). Оба способа имеют одинаковую юридическую силу.
При утверждении документа посредством проставления должностным лицом собственноручной подписи, гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», должности лица, наименования организации, собственноручной подписи руководителя, расшифровки подписи и даты утверждения. При утверждении документа посредством издания распорядительного документа, гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДЕНО», названия вида документа в именительном падеже, его даты и регистрационного индекса.
В Инструкции 2020г. форма «Журнала учета выдачи инструкций по охране труда» имеет рекомендательный характер, а пунктом 26 перечислены сведения, которые должны быть в данном журнале.
Незначительные изменения имеются в содержании Инструкции. Так, в главе «Общие требования по охране труда» не надо отражать ответственность работающего за нарушение требований Инструкции по охране труда, а в главе «Требования по охране труда по окончании работы» не нужно отражать требования по соблюдению мер личной гигиены.
Не изменились сроки пересмотра Инструкций по охране труда – не реже 1 раза в 5 лет, а для профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью и для работ с повышенной опасностью – не реже 1 раза в 3 года.
Отдел занятости и социально-трудовых отношений
управления по труду, занятости и социальной защите
Витебского районного исполнительного комитета
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 апреля 2020г. №44
(https://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22035375&p1=1)
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008г. №176
(https://www.pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2009-29/2009-29(072-093).pdf&oldDocPage=1)
Система управления охраной труда в организации разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности организации. Основой организации и функционирования СУОТ является локальный правовой акт (например, Положение о СУОТ), разрабатываемый в организации самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом нанимателя (п.6 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108).
ПРИКАЗ
________________ № ________
г. ________
О внедрении системы управления охраной труда в соответствии с СТБ ISO 45001-2020
В целях реализации требований Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Директор организации |
Подпись |
С.В.Иванов |
С приказом ознакомлены… |
|
|